Регистрация
Справочная
Регистрация
Справочная

Общество России

Журнал общественника

Аббат Пьер: призыв к восстанию доброты

16.07.2007И. Тапириани90 просмотров

Его называли "совестью Франции" и при этом он слыл большим оригиналом: внимание прессы неизменно привлекали его "нонконформистские" высказывания и сама его жизнь, которую он проводил среди бездомных и бывших заключённых. Автор нескольких книг, лауреат многочисленных наград и премий, во всех смыслах незаурядная личность, аббат Пьер (1912–2007) на протяжении долгих лет побивал все рейтинги популярности у себя на родине.

Автор: Алексей Баранов

Для большинства французов имя этого человека неразрывно связано с началом целой эпохи в истории послевоенной Франции – эпохи борьбы против нищеты, равнодушия и социального неравенства.

Его называли "совестью Франции" и "Папой бедных", и при этом он слыл большим оригиналом: внимание прессы неизменно привлекали его "нонконформистские" высказывания и сама его жизнь, которую он проводил среди бездомных и бывших заключённых. Автор нескольких книг, лауреат многочисленных наград и премий, во всех смыслах незаурядная личность, аббат Пьер (1912–2007) на протяжении долгих лет побивал все рейтинги популярности у себя на родине, превосходя в этом "самого Зидана".



Монах, священник, участник Движения Сопротивления, депутат парламента и, наконец, основатель общины "Эммаус" – вот главные этапы его пути, его служения.


Мальчик из обеспеченной и глубоко религиозной лионской семьи уже в юном возрасте столкнулся с картинами нищеты, когда вместе с отцом по воскресеньям помогал бездомным. Молодой Анри Огюст Груэ – таково его настоящее имя – мечтает стать миссионером. Он получает образование у францисканцев и иезуитов. В девятнадцать лет Анри открывает для себя святого Франциска Ассизского. Вдохновлённый его духовным подвигом, он совершает паломничество в Ассизи и вскоре делает свой выбор.




Раздав бедным свою часть наследства, Анри Груэ поступает в монастырь францисканцев (капуцинов). Семь лет, которые он проведёт там, он назовёт потом "незаменимым временем благодати, настоящего внутреннего счастья", без которого, по его словам, он не смог бы прожить те "безумные пятьдесят лет", что ему ещё предстояли. В монастыре Анри получает философское и богословское образование. Однако по причине слабого здоровья он, следуя совету своего друга и духовника Анри де Любака, покидает стены обители.


В 1938 г. Груэ принимает рукоположение и становится викарным священником в Гренобле, а позже – и капелланом в детском приюте. Когда началась война, его на короткое время призывают в армию в чине младшего офицера. После оккупации Франции германскими войсками он уходит в Сопротивление. Молодой викарий организует подполье и помогает местным евреям скрываться от нацистских преследований, переправляя их в Швейцарию. Тогда и появилась у него подпольная кличка, ставшая впоследствии его вторым именем, – аббат Пьер.


Когда война закончилась, аббат Пьер уходит в политику. Опыт Сопротивления убедил его в том, что первая задача христианина – делать всё возможное для предотвращения насилия. Он вступает в ряды народно-республиканского движения, зародившегося в католической среде ещё до Второй мировой, и по предложению генерала де Голля и кардинала Сюарда становится депутатом французского парламента.

Его общественно-политическая деятельность оказалась плодотворной.


Вместе с британским врачом Джоном Бойдом Орром, удостоенным впоследствии Нобелевской премии мира, аббат Пьер создаёт "Универсальное движение за мировую конфедерацию". Однако неуёмный темперамент, желание всё делать самому влекут его на улицу – туда, где массы бездомных, безработных, потерянных людей ждут от него реальной помощи. На своё депутатское жалованье он покупает для них полуразрушенный дом в предместье Парижа, который станет первым камнем в создании общины "Эммаус".

Подобно тому как воскресший Христос открылся своим спутникам близ Эммауса после преломления хлеба, так и жизнь в общине – по замыслу её основателя – должна открывать Христа тем, кто после долгих лет, проведённых в тюрьме или на улице, хочет вновь обрести утраченное достоинство. Обрести через служение братьям. В общине люди вместе зарабатывают на жизнь починкой старой мебели и предметов, зачастую найденных на свалке. Сегодня основанное им движение действует в 41 стране мира. Только во Франции открыто 115 отделений этой организации.



В 1951 г. аббат Пьер оставляет парламентскую деятельность и целиком посвящает себя служению бедным. Он предаёт гласности каждый известный ему случай человеческой беды. В суровую зиму 1953/54 гг. аббат Пьер находится среди тех, кто требует от парламента миллиард франков на нужды бездомных. В тот самый день, когда сенат проголосовал против выделения этих средств, к нему пришёл человек, у которого ночью в фургончике, где он жил, умер от холода ребёнок. Аббат через газету "Фигаро" приглашает министра реконструкции и жилья на похороны младенца. Об этом событии начинает говорить пресса. За воскресной Мессой священник обращается к прихожанам с просьбой помочь собрать деньги на спасение бездомных. Собранных средств оказывается достаточно, чтобы снять для них гостиницу. Сотни людей приносят туда кто что может – тёплую одежду, еду, одеяла...


1 февраля 1954 г. по "Радио Люксембург" аббат Пьер обращается к соотечественникам со своим знаменитым призывом к "восстанию доброты":

"На помощь, друзья! Этой ночью в Париже на Севастопольском бульваре от холода умерла женщина. В руках она держала приказ о выселении из дома: ей нечем было заплатить за жильё".

Двадцать тысяч человек откликнулось на его призыв. В течение месяца удаётся собрать деньги, на которые, по примеру гостиницы "Rochester", открываются и другие центры для бездомных в крупных городах. Спасение от холода находят сотни семей.


В церкви, в мэрии, по радио и в газетах, на улице – везде аббат Пьер говорит о бездомных. Он рассказывал потом:

"Шок от того, что священник, к тому же получивший орден Почётного Легиона за участие в Сопротивлении, бывший депутат, живёт среди жуликов и вышедших из тюрьмы уголовников и требует строить дома для лишённых крова семей, был настолько велик, что Франция зашевелилась".

Популярность его в тот момент находится на пике. "Если бы тогда вы решили взять власть, никакая сила не смогла бы этому помешать", – признавался ему позже один из министров. Спустя много лет о событиях тех дней был снят фильм.


На вопрос журналиста, что бы он сделал в первую очередь, если бы был президентом республики, аббат Пьер, не сомневаясь, отвечает: "Мобилизовал бы народ, общественные силы на то, чтобы переселить два миллиона семей". Но его место не во власти. Отныне он будет открывать дома для бедных повсюду в мире. В поиске денег для помощи обездоленным он объездил Европу. Его страстный призыв, обращённый к политикам разных стран, позволил открыть сотни таких домов.


Человек Евангелия – так отзывалось о нём большинство людей. Видимо, секрет обаяния этого человека, в течение пятидесяти лет не сходившего с арены социально-политических дискуссий, крылся в неприятии им половинчатых решений, в цельности его личности и предельной искренности с самим собой и с другими.


В 2005 г. в свет выходит его книга "Боже мой... Почему?", несколько страниц которой тут же становятся объектом пристального внимания журналистов, падких на сенсации. На них престарелый священник признаётся, что нарушал обет безбрачия, ставит под сомнение запрет на рукоположение женщин и женатых священников и высказывается в пользу признания гомосексуальных союзов. "Мы не были согласны со всеми его позициями. Его последняя книга вызвала много споров. Я лично всё высказал ему напрямую. Но всё это невозможно поставить рядом с его качествами человека – истинного брата в евангельском смысле слова", – сказал Генеральный секретарь епископской конференции Франции, узнав о смерти аббата Пьера.


Как бы то ни было, аббат Пьер, несомненно, принадлежал к той категории "пророков" нашего времени, которые не боялись возвысить свой голос в защиту слабых и обездоленных, напоминая обществу о справедливости. Пророк не идёт на компромисс с совестью – он говорит о том, о чём другие стараются молчать, и ставит под сомнение то, что многим кажется очевидным. "Пророк" современности – это ещё и лицо журнальных обложек и телеэкрана, и некоторые СМИ этим охотно пользовались, противопоставляя аббата Пьера официальной Церкви. Она и вправду не всегда хвалила его, однако никогда не отвергала.


Аббат Пьер был одним из тех, кто не умел любить всё человечество. Он любил человека – конкретного бедняка, того, в ком отражался для него лик страдающего Христа.

"Если гнев не просыпается в нас, когда мы видим, как над другими глумятся, как их эксплуатируют и унижают, – ясно, что мы их не любим", – говорил он.

И ещё: "Я не "верю в Бога" и не "верую в Бога". Я верую в того Бога, Который есть Любовь, вопреки всему, что, казалось бы, это отрицает. Быть Любовью – в этом состоит Его Бытие, Его природа".


Многие видели в этом священнике марксиста, считали его христианство выхолощенным, слишком "социальным". Поспешная характеристика человека, чей внутренний путь понять не просто. Один из друзей так отозвался о нём:

"Аббат Пьер был в первую очередь священником. Что-то сближало его с Франциском Ассизским: "Бог есть, и этого мне довольно!" – вот источник его внутренней силы. Он вовсе не был сумасшедшим: священство – с одной стороны, общественная жизнь – с другой..."

По мнению историка Филиппа Левиана, аббат Пьер не был чужд Церкви, призвание которой – проповедовать Христа бедным. В этом он вполне согласуется с традицией святого Викентия де Поля и стоит ближе к французской духовной школе, нежели к марксизму. Святой Викентий умел находить поддержку при королевском дворе, аббат Пьер – в СМИ.



"Вся Франция скорбит" – такова была реакция Жака Ширака на известие о кончине аббата Пьера. Франция потеряла "великого человека, совесть, воплощение добродетели". "Он показал всем нам дорогу к обездоленным, путь индивидуального и коллективного великодушия. Его будет не хватать французам", – сказал о нём премьер-министр Франции Доминик де Вильпен.


На траурной Мессе, проходившей в соборе Нотр-Дам в Париже, архиепископ Лионский кардинал Филипп Барбарен отметил, что "до самого конца своего пути – несмотря на свою огромную популярность – аббат Пьер оставался бедным, и поэтому никто не мог усомниться в его искренности".

"Святейший Папа благодарен за его деятельность в пользу беднейших людей, через которую он свидетельствовал о милосердии Христа", – говорилось в послании госсекретаря Ватикана кардинала Тарчизио Бертоне.


Аббата Пьера провожали в последний путь многочисленные иерархи Католической Церкви, представители других религий и христианских конфессий, а также президент Французской Республики Жак Ширак, члены правительства и парламента. И ещё десятки тысяч человек у мониторов, установленных на площади перед собором. В их числе было немало тех, кому он когда-то помог.


В последние годы своей жизни аббат Пьер часто повторял слова святого Франциска: "Хвала Тебе, Господи, за сестру нашу телесную смерть, которой не избежит никто из живущих". Он признавался, что конец земной жизни связан для него больше со встречей, чем с разлукой, и добавлял: "Я живу, с нетерпением ожидая смерти. Есть две вещи в жизни, которые нужно не упустить: любовь и смерть". †




Истина и Жизнь

istina.religare.ru
Рейтинг: 0 (0 голосов).

Написать комментарий